Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Давлекановский район Республики Башкортостан

Памятка потребителя: «Как уберечься от финансовых мошенников»

29 Июля 2019
15
0

Если раньше на благосостояние граждан посягали лишь карманные и квартирные воры, то теперь, с развитием онлайн банкинга, на охоту вышли «продвинутые» преступники, и организаторы разнообразных мошеннических схем в Интернете.

Мошеннические операции с пластиковыми картами уже не первый год являются проблемой, как владельцев карточек, так и российской банковской сферы. Большая доля незаконных списаний происходит с помощью скимминга, т.е. считывания при помощи специального устройства данных с магнитной полосы карты. В России, по подсчетам компании Visa, доля скимминга в общем объеме мошеннических операций с картами этой системы достигает 49%. А еще 51% приходится на другие виды мошенничеств, имеющих целью завладеть данными банковских карт и паролями от кабинетов в системах интернет банкинга.

Федеральный закон от 27 июня 2011 года №161 ФЗ «О национальной платежной системе», обязал банк компенсировать владельцу карты, незаконно списанные с нее средства. Однако на практике вернуть их клиентам удается не всегда: например, если клиент вовремя не уведомил банк о несанкционированной операции, вероятность возврата средств невелика.

Поэтому правила безопасности и противодействия злоупотреблениям с пластиковыми картами в сфере онлайн банкинга, а также понимание гражданами рисков, сопутствующих активному использованию карт в сетевых сервисах, становятся все более актуальными. 

Тактика злоумышленников 

Постоянный рост объема электронных платежей привлекает мошенников, стремящихся завладеть персональными данными плательщиков. Одним из самых распространенных методов мошенничества является фишинг -  когда мошенники получают доступ к конфиденциальным данным вкладчика от него самого. Злоумышленники используют несколько основных тактик.

Вариант первый: «звонок из банка» с просьбой о погашении задолженности по кредиту. Абонент предсказуемо отрицает наличие задолженности и кредита, тогда «представители банка» просят его уточнить данные своей карты номер, PIN-кода, дату выдачи, «чтобы больше не беспокоить по этому поводу». Если клиент сообщит все свои данные, мошенники без особого труда снимут средства с карты, изготовив ее фальшивый аналог.

Вариант второй: рассылка электронного письма, в котором от имени одного из крупных розничных банков сообщается о якобы последних новациях в его системе безопасности. Преступники могут знать, что адресаты являются держателями карт именно этого банка, а могут и не знать, рассылка делается по широкому кругу адресов, и среди них, скорее всего, найдется какое-то количество клиентов соответствующего банка. Для отвода глаз запрашиваются некоторые сведения (вплоть до потребительских предпочтений), но, самое главное, номер карты и PIN-код (еще могут поинтересоваться ответом на «контрольный вопрос»). К письму прикрепляется ссылка, якобы ведущая на сайт банка эмитента карты. Но этот сайт - подделка, имитирующая логотип и дизайн сайта банка, которым пользуется выбранный мошенниками клиент. После заполнения этой анкеты данные клиента, а значит, и электронные средства, доступные на его карте, станут добычей мошенников.

Вариант третий: злоумышленники по электронной почте или на аккаунт в соцсети присылают код, который рекомендуют вставить в строку браузера, либо ссылку, по которой они предлагают пройти. Код или ссылка якобы позволят видеть закрытые записи в блогах поп-звезд или популярных актеров или получить доступ к будто бы существующей базе обо всех гражданах Российской Федерации. Но, на самом деле, это фишинговая программа, скачивающая с вашего компьютера и пересылающая преступникам файлы, которые отражают маршрут заходов выбранной ими жертвы в различные сервисы. В том числе, возможно получение пароля к личному кабинету в системе банка, которым пользуется этот гражданин.

Чтобы не стать жертвой, необходимо соблюдать элементарные правила. Прежде всего, нельзя допускать, чтобы данные вашей карты попадали к третьим лицам, тем более, незнакомым. Запомните: банки и операторы платежных систем никогда не присылают писем, и не звонят клиентам с просьбой предоставить им данные о счете, PIN-кода иные персональные данные, вся необходимая информация у банка и так имеется. Банк просит клиента лично заехать в офис или, если это vip-клиент, присылает к нему курьера. И еще, стоит взять себе за правило - с ходу стирать пришедшие на ваш электронный адрес сообщения, содержащие непонятные вам коды.

Клиентам банков рекомендуется немедленно прекращать любую фи­нансовую интернет операцию, если возникли малейшие подозрения, что она проходит нештатно, и тут же обращаться к специалистам банка. Необходимо также как можно чаще проверять выписки со своего счета, для чего из соображений безопасности желательно подключить услугу sms-информирования о совершенных операциях.

Под именем Центрального банка… 

Банк России регулярно сталкивается с фактами мошенничества. Злоумышленники нередко пытаются воспользоваться его именем, чтобы обмануть обладателей платежных карт. В частности, мошенники направляют посредством sms- и email-рассылки в адрес клиентов различных кредитных организаций ложные сообщения о блокировке банковской карты клиента и предложения перезвонить по указанным в сообщениях телефонным номерам.

В качестве отправителей сообщений, как правило, указываются: «Центробанк России», CentroBank, «Служба безопасности Банка России», т.е. наименования, ассоциирующиеся с названием Центрального банка Российской Федерации (Банка России). У граждан, обращающихся по указанным в сообщениях телефонным номерам, злоумышленники пытаются выяснить номера якобы заблокированных банковских карт, PIN-коды, количество денежных средств, размещенных на карточных счетах, персональные данные владельца карты и другую конфиденциальную информацию.

Сообщаем: Центральный банк РФ никакого отношения к указанным sms- сообщениям и email-рассылкам не имеет. Подобные действия регулятор расценивает как мошенничество, осуществляемое с использованием имени Банка России.

Банк России борется с финансовыми мошенничествами

16 марта 2015 г. вступило в силу Указание Банка России от 14.08.2014 № 3361 У «О внесении изменений в Положение Банка России от 9 июня 2012 года № 382 П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств»», регламентирующее порядок защиты информации при осуществлении переводов денежных средств. В соответствии с новым Указанием банки должны информировать граждан о появлении в Сети ложных (фальсифицированных) ресурсов и программного обеспечения, имитирующих программный интерфейс интернет банкинга кредитных организаций. Также банки должны размещать на лицевой панели банкоматов и терминалов или в непосредственной близости от них свое наименование, идентификатор устройства, телефонные номера и адреса электронной почты для связи клиентов с кредитной организацией. Кроме этого, на банкоматах должен быть приведен алгоритм действий клиента в случае нарушения работы банкомата либо при выявлении нарушений защиты информации. Наконец, один из пунктов обязывает банки выдавать карты только с микропроцессором (чипом). Данные таких карт невозможно скопировать, что существенно затрудняет действия скиммеров.

Финансовая грамотность потребителя услуги непременное условие успешных и безопасных электронных платежей. Увы, далеко не всегда граждане заявляют в правоохранительные органы об утрате своих денег, а зачастую не сразу ее обнаруживают, особенно если речь идет о небольших суммах. Соблюдение несложных рекомендаций сделает средства граждан недоступными для киберпреступников, а знание правовой базы позволит обоснованно требовать у банка возмещения доверенных ему и похищенных преступниками средств.

 

  • Памятка потребителя: «Как уберечься от финансовых мошенников»